МБОУ ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СОШ
Воскресенье, 19.05.2024, 01:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика

Сетевые профессиональные сообщества учителей

Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин

     Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».

     Проблема  эффективности  управления учителем  учебно-познавательным  процессом  учащихся  в  школе  может  быть  решена  только  при  условии  обеспечения  высокой  компетентности  и     соответствующего  профессионального  мастерства  каждого  учителя.

   Профессиональное  мастерство  характеризуется  уровнем  профессиональных  умений  и  навыков  в  деле  управления  обучением,  воспитанием  и  развитием  духовно  богатой,  физически  здоровой  личности.

   Исходя  из  того,  что  главная  цель  методической  работы – это  непрерывное  совершенствования  квалификации  учителя,  непрерывное  содействие  его  эрудиции  и  компетентности  в  области учебного  предмета и методики  его  преподавания.

   Современное самообразование учителя и повышение его квалификации должно идти через сетевые педагогические сообщества.

   Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
   Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет.

   Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Цели сообщества:

·       обмен педагогическим опытом;

·       общение с коллегами различных регионов;

·       повышение квалификации;

·       получение новых знаний.

Признаки: коллектив единомышленников.

Виды:

        Монопредметные;

        Надпредметные;

        Мультипредметные;

        Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

Формы деятельности:

·       дистанционное обучение в рамках сообщества;

·       общение в форумах, чатах;

·       создание веб-страниц и т.д.

 В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:

              Обучающий семинар

              Виртуальная конференция

              Конкурс

              Проект

              Акция

              Виртуальная вечеринка

              "Мастерская"или мастер-класс

              Опрос

              Обсуждение в чате

              Фестиваль проектов

              Телеконференция

              Проектировочный семинар

В сетевых педагогических сообществах, возможна поддержка активности, используя следующие средства:

•          Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;

•          Инструмент создания Вики страницы;

•          Блог;

•          Форум;

•          Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);

•          Фотогалерея;

•          Инструмент создания объявлений и сообщений;

   Формы могут быть интегрированными. Например, блог может быть не только текстовым, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования.

   Возникла необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.

   В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Одним из известных школьных сайтов является «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru). Это сообщество учителей и учащихся, основными задачами которого являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ. Министерство образования РФ, Федерация Интернет образования предлагают другую форму общения работников образования.

   Накануне нового учебного года сеть Интернет ежегодно приглашает всех учителей, работников образования на всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru). Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждаю волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.

   Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru), проект Министерства образования России. Основная цель проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей. ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей» предполагают знакомства участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, обмен опытом работы, консультации со специалистами, тестирование по различным областям знаний, создание своих тестов и методическую помощь учителям.

Openclass - это пространство в сети, которое даёт возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность, расширить свои знания и тем самым повысить уровень своей профессиональной компетенции.

   Сеть творческих учителей, www.it-n.ru можно поделиться своим опытом и воспользоваться опытом коллег, обеспечивает

        организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

        создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;

        методическую поддержку педагогов в области ИКТ;

        презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;

        внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения.

   Содружество методических объединений (СОМ) http://center.fio.ru/som/ это раздел сайта, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы и по предметам начальной школы.

На страницах, посвященных любому учебному предмету, можно найти:

          минимумы или стандарты образования;

          рекомендованные МО РФ или авторские программы;

          примерные поурочные планы;

          методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке;

          методические рекомендации по преподаванию конкретных тем;

          аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними;

          интересные научные факты и открытия;

          варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ;

          учебную и методическую литературу по предметам,

          а также аннотации новых публикаций (как электронных, так и традиционной печатной продукции);

          биографии ученых;

          аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения;

          интересные исследовательские работы учащихся;

          информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое.

   Еропейская Школьная Сеть www.eun.org.  - это международное сообщество более чем 26 Европейских Министерств образования, целью которого является внедрение информационных и коммуникационных технологий (ICT – Information and Communications Technology) в образование Европы.

Каждый  учитель  имеет  методическую  копилку,  где  собраны  доклады  и  выступления  по  своей  проблеме,  уроки,  внеклассные  мероприятия.

           Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского  диплома -  не  финиш,  а  старт.  На  каком  бы  этапе  жизненного  и  профессионального  пути  ни  находился  учитель,  он  никогда  не  может  считать  свое  образование  завершенным,  а  свою  профессиональную  концепцию  окончательно  сформированной.  Сегодня  каждый  педагог  сам  определяет  наиболее  важные  аспекты  совершенствования  своего  мастерства.

Используемые ресурсы

 

1.    Брагинова Н.П. Факторы, определяющие востребованность учителями сетевых педагогических сообществ (на примере педагогов Республики Карелия). Москва, МВШСЭН. 2008.

2.    Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/06/20/0000280352/11_Konoplitskij.pdf.

3.     Патаракин Е. Вклад сетевых сообществ в образование http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html

4.    Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие/ А.Б. Драхлер. ‑ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -171 с.

5.    Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и образование. http://school-sector.relarn.ru/efim/3please/2005/pl_2005_20.htm .

6.    Лаврентьева, О.А Организация сетевого взаимодействия педагогов в Ставропольском крае// Доклад XV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN-2008"// http://www.relarn.ru/conf/conf2008/section6/6_25.html

 

Категория: Информатика | Добавил: marihka (04.12.2011)
Просмотров: 3699 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: