Главная » Статьи » Информатика |
В современной системе российского образования происходят процессы модернизации. Изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Новым ориентиром в образовательной подготовке учащихся является формирование их информационной компетентности. В системе разновидностей ключевых компетенций, обозначенных в «Стратегии модернизации российского образования», информационная компетентность должна рассматриваться как важнейшая (сущностная) сторона «познавательной компетентности» личности. Окончательная трактовка понятия «информационная компетентность» еще не сложилась в педагогической науке. В нашем понимании, информационная компетентность есть характеристика личности субъекта, которая выражает степень соответствия его информационной культуры уровню сложности задач, возникающих в любой сфере социальной деятельности и требующих от него принятия и исполнения эффективных решений на основе сложившегося опыта работы с информацией: q её приобретения из различных источников, q обработки любого рода, q практического использования (в частности с целью получения объективно новой информации, требуемой для разрешения нестандартных социальных проблем). Базой информационной компетентности является информационная грамотность. Информационные грамотность и компетентность являются составными частями информационной культуры личности. Таким образом, информационная компетентность предусматривает компетентность в информатике как предметной области и является важным качеством обучающихся. Информатизация образования предполагает широкое внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения. В виду этого важная роль в формировании информационной компетентности отводится дисциплинам информатического цикла. Возможность развития информационной компетентности обучающихся видится в использовании потенциала курса «Информатика и ИКП». Подобные курсы предполагают расширение знаний, умений, навыков учащихся в предметной области, а также способствуют выявлению межпредметных связей и интеграции отдельных сторон нескольких предметных областей, что в значительной мере развивает информационную компетентность обучающихся. Кроме того, навыки самостоятельной работы с информационными технологиями и навыки самообразования вообще, приобретаемые на этом курсе, помогают в дальнейшем эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. В стратегии модернизации российского образования указывается, что главными целями образования являются развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности и др. В связи с вышесказанным, в качестве основных методов формирования и развития информационной компетентности учащихся на основе использования информационных технологий является проектный метод, кейс-метод. Данные методы позволяют эффективно организовывать самостоятельную и совместную деятельность детей, реализовывать их творческий потенциал, активно использовать информационные технологии для решения поставленных задач и реально оценивать уровень развития информационной компетентности. Суть метода проектов заключается в том, что в процессе изучения какой-либо содержательной линии учащиеся создают некий проект, при работе над которым используют теоретические знания, полученные ранее или в процессе работы. Этот метод предполагает более глубокое и основательное изучение практической области, а также реально необходимой для этого теоретической базы. Проектная форма организации деятельности школьника должна включать в себя две основные составляющие: · наличие большой доли исходной аналитической информации; · реализация собственной модели исходной информационной задачи. Системообразующий компонент деятельности: · Мотив (Ради чего осуществляется деятельность?) Для ученика: усилие роли в собственном образовании; самореализация творческого потенциала школьников. Для учителя: создание условий для исследовательской деятельности; расширение возможностей для изучения курса информатики. · Цель (На что направлена?): Для ученика: обучение навыкам самореализации; расширение круга общения при участии в телекоммуникационных проектах; развитие коммуникативных качеств. Для учителя: качественное освоение содержательной линии курса; развитие творческой и исследовательской инициативы; внедрение сетевых технологий в учебный процесс; обучение навыкам систематизации и структуризации информации. · Операция: (Какими способами, приёмами реализуется деятельность?) Для ученика: постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности; работа с учебной, популярной литературой; выбор типа создаваемого документа; выделение смысловых элементов проектной идеи; выбор дизайна, стиля соответствующего основной идее проекта; создание дополнительных атрибутов (анимация, звуковое сопровождение и т. д.) Для учителя: подбор тем для проектной деятельности; оказание помощи в уточнении цели; подготовка инструкций по организационным вопросам; консультирование; организация подведения промежуточных итогов; организация чтений, конференций. Кейс-метод позволяет заинтересовать ребят в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, содействует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения. Весь процесс работы с кейсом основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Эти методы позволяют активизировать самостоятельную деятельность по получению новых знаний и решению проблемных ситуаций на основе информационных технологий, творческий подход в поиске решения, эмоционально-ценностное отношение обучающихся к предметной области информатики, что является составляющей частью его информационной компетентности. | |
Просмотров: 717 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |