МБОУ ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СОШ
Воскресенье, 19.05.2024, 01:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика

Развитие информационной компетентности учащихся в процессе освоения курса «Информатика и ИКТ»

В современной системе российского образования происходят процессы модернизации. Изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Новым ориентиром в образовательной подготовке учащихся является формирование их информационной компетентности. В системе разновидностей ключевых компетенций, обозначенных в «Стратегии модернизации российского образования», информационная компетентность должна рассматриваться как важнейшая (сущностная) сторона «познавательной компетентности» личности.  

Окончательная трактовка понятия «информационная компетентность» еще не сложилась в педагогической науке. В нашем понимании, информационная компетентность есть характеристика личности субъекта, которая выражает степень соответствия его информационной культуры уровню сложности задач, возникающих в любой сфере социальной деятельности и требующих от него принятия и исполнения эффективных решений на основе сложившегося опыта работы с информацией:

q  её приобретения из различных источников,

q  обработки любого рода,

q  практического использования (в частности с целью получения объективно новой информации, требуемой для разрешения нестандартных социальных проблем).

Базой информационной компетентности является информационная грамотность. Информационные грамотность и компетентность  являются составными частями информационной культуры личности.

Таким образом, информационная компетентность предусматривает компетентность в информатике как предметной области и является  важным качеством обучающихся.

Информатизация образования предполагает широкое внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения. В виду этого важная роль в формировании информационной компетентности отводится дисциплинам информатического цикла.

Возможность развития информационной компетентности обучающихся видится в использовании потенциала курса «Информатика и ИКП». Подобные курсы предполагают расширение знаний, умений, навыков учащихся в предметной области, а также способствуют выявлению межпредметных связей и интеграции отдельных сторон нескольких предметных областей, что в значительной мере развивает информационную компетентность обучающихся. Кроме того, навыки самостоятельной работы с информационными технологиями и навыки самообразования вообще, приобретаемые на этом курсе, помогают в дальнейшем эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

В стратегии модернизации российского образования указывается, что главными целями образования являются развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности и др.

В связи с вышесказанным, в качестве основных методов формирования и развития информационной компетентности учащихся на основе использования информационных технологий является проектный метод, кейс-метод. Данные методы позволяют эффективно организовывать самостоятельную и совместную деятельность детей, реализовывать их творческий потенциал, активно использовать информационные технологии для решения поставленных задач и реально оценивать уровень развития информационной компетентности.

Суть метода проектов заключается в том, что в процессе изучения какой-либо содержательной линии учащиеся создают некий проект, при работе над которым используют теоретические знания, полученные ранее или в процессе работы. Этот метод предполагает более глубокое и основательное изучение практической области, а также реально необходимой для этого теоретической базы. 

Проектная форма организации деятельности школьника должна включать в себя две основные составляющие:

·       наличие большой доли исходной аналитической информации;

·       реализация собственной модели исходной информационной задачи.

Системообразующий компонент деятельности:

·       Мотив (Ради чего осуществляется деятельность?)

    Для ученика: усилие роли в собственном образовании; самореализация творческого потенциала школьников.

Для учителя: создание условий для исследовательской деятельности; расширение возможностей для изучения курса информатики.

·       Цель (На что направлена?):

Для ученика: обучение навыкам самореализации; расширение круга общения при участии в телекоммуникационных проектах; развитие коммуникативных качеств.

Для учителя: качественное освоение содержательной линии курса; развитие творческой и исследовательской инициативы; внедрение сетевых технологий в учебный процесс; обучение навыкам систематизации и структуризации информации.

·       Операция: (Какими способами, приёмами реализуется деятельность?)

Для ученика: постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности; работа с учебной, популярной литературой; выбор типа создаваемого документа; выделение смысловых элементов проектной идеи; выбор дизайна, стиля соответствующего основной идее проекта; создание дополнительных атрибутов (анимация, звуковое сопровождение и т. д.)

Для учителя: подбор тем для проектной деятельности; оказание помощи в уточнении цели; подготовка инструкций по организационным вопросам; консультирование; организация подведения промежуточных итогов; организация чтений, конференций.

Кейс-метод позволяет заинтересовать ребят в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, содействует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения. Весь процесс работы с кейсом основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Эти методы позволяют активизировать самостоятельную деятельность по получению новых знаний и решению проблемных ситуаций на основе информационных технологий, творческий подход в поиске решения, эмоционально-ценностное отношение обучающихся к предметной области информатики, что является составляющей частью его информационной компетентности.

Категория: Информатика | Добавил: marihka (04.12.2011)
Просмотров: 717 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: